Сегодня мы с вами окунемся в мир красок, спреев, восков и поговорим об интересном стиле Mixed Media.
Стиль «Микс-медиа» (англ. mixed media) переводится как «смешенная техника». В этом стиле можно смешивать разные материалы, техники и стили. В нем нет правил и ограничений и допускается сочетать несочетаемое.
История стиля началась задолго до появления скрапбукинга и в настоящее время очень популярная не только в скрапбукинге. Коллажи и арт объекты всегда привлекали внимания художников и любителей искусства. Первым современным произведением искусства в Mixed Media считаются коллаж-натюрморт Пабло Пикассо в 1912 году. В нем использовались бумага, ткань, краска и веревка. Весь 20 век набирала популярность смешанная техника с такими художниками, как Анри Матисс, Джозеф Корнелл, Жан Дюбюффе и Элсуорт Келли.
В картине представленной ниже Альберто Бауманн изобразил в 1980 году «Наследство ХХ века».
Типы Mixed Media
- Коллаж (переводится с французского приклеивание) — это вид искусства, в котором различные материалы, такие как ленты, газетные вырезки, фотографии, куски картона, рекламные брошюры и другое накладывается друг на друга и объединяются в одно целое. Все это покрывается клеем, гессо или акриловой краской.
Ниже представлены работы Пикассо. На первой работе «Бутылка Сьюзон», 1912 г. Он смешал синтетический кубизм и коллаж, приклеив на работу кусочки обоев и газет. В работе он хотел показать атмосферу парижского уютного кафе, при этом чтобы атмосфера напоминала и домашнюю обстановку. Для этого он приклеил обои, «легкость бытия» изобразил с помощью бутылочки ликера и бокала, а отголоски внешнего мира показал с помощью газет с текстом.
На второй работе он изобразил гитару, ноты и бокал
- Ассамбляж (фр. assemblage ) — техника визуального искусства, в которой объединяются на плоскости объемные детали в одно целое. Допускается использование красок, металла, дерева, ткани и других фактур.
Современный ассамбляж с использованием красок, масок, спреев и текстурных паст
- Найденный объект искусства (Found object art) — превращение вещей с блошиного рынка в произведение искусства.
- Измененные книги — повторное использование книги в своей работе. Включает в себя вырезание страниц или переделывание самой книги в арт-объект.
С использованием скрап-материалов
Характеристики стиля «Mixed Media» в скрапбукинге:
- смешивание от 2-х и более стилей в одной работе
- фон с помощью подручных материалов — деревянные, стеклянные, пластиковые, металлические, тканевые украшения
- использование разных топпингов
- создание работы на любой поверхности — холст, картон, бумага, стекло, металл, дерево, акрил
- яркое сочетание цветов
- создание фактуры — нанесение разных художественных материалов на одну работу (текстурные пасты, акриловые краски, воски, грунты, спреи, чернила, кракелюр, гуашь, акварельные краски, тушь, графит, сухая или масляная пастель, медиумы, пасты с различным эффектом, спиртовые (алкогольные) чернила, патина и др.)
Какие техники в данном стиле используются?
- штампинг — нанесение оттиска (рисунка) с помощью штампов и чернил
- эмбоссинг — создание объемного рисунка с помощью специального фена, чернил и пудры для эмбосснга.
- дистрессинг — состаривание бумаги с помощью специальных материалов или используя подручные средства. К этой технике относится создание рваного края, состаривание бумаги с помощью кофе или чая, использование distress чернил, создание царапин и потертостей, тонирование, кракелюр.
- коллаж — накладывание друг на друга кусочков бумаги, фотографий, газетных вырезок, ленточек и объединение в одно целое.
- дудлинг (от англ слова doodle -машинально рисовать, бессмысленный рисунок) — техника бессознательного интуитивного рисования. В основе лежит рисование простых фигур, таких как точки, палочки, кружочки, прямоугольники, треугольники, спирали, овалы, узоры, цветочки, листики, веточки и тд. Из которых потом получаются очень красивые большие рисунки. Основная цель этой техники — выплеск плохой энергии и проявление скрытых творческих способностей.
- резист-эффект- способ проявления рисунка после нанесения чернил или красок. Для создания рисунка используют технику горячего эмбоссинга, прозрачную текстурную пасту, лак или текстурную пасту с резист-эффектом. Для проявления рисунка используют: чернила, спреи, акварельные краски, колеровочную пасту, пищевые красители, сухие акварельные краски разведенный водой.
- декупаж (фр. découpage — «резка») — это техника декорирования разных предметов с помощью наклеивания вырезанных или вырванных рисунков и в последствии покрытия изделия специальным художественным лаком. Рисунки вырезаются из специальных декупажных карт или салфеток для декупажа.
- техника окисления кружева
Материалы и инструменты для работы в стиле Mixed Media
Начиная работать в данном стиле не советую сразу скупать все материалы. На первое время вам достаточно одной баночки текстурной пасты объемом 100-250 мл, 1-3 трафарета с фоновым рисунком, баночки грунтовки объемом 100-250 мл. , 1-2 вида топпинга, акриловые краски и если хотите, то 1-2 спрея. Можно краску-спрей сделать самим.
Задекорировать можно любую поверхность: деревянную, пластмассовую, стеклянную, акриловую, бумажную, тканевую, глиняную, каменную, металлическую. Также и предметы можно декорировать любые, например, шкатулки, коробочки, циферблаты, деревянные палитры, доски для резки, холсты, открытки, будильники, баночки, винные бутылки, художественные кисти, детские башмачки, рамки для фото, обложки для фотоальбомов, скрап-странички, лейки, вазы, кашпо и многое другое.
К красящим материалам можно отнести: акриловые, масляные и акварельные краски, гуашь, тушь, графит, сухая и масляная пастель, спреи, грунты, пасты, медиумы, алкогольные чернила, патину, кракелюр, воски, чернила, жидкие чернила Distress, кракелюры, пигменты, шиммеры, растворы с помощью чая или кофе и другое.
Сначала поверхность с которой быстро слезает краска, необходимо обезжирить (удалить жировые вещества с поверхности). К таким поверхностям относится стекло, пластик, металл, акрил. Обезжириваем с помощью средств на основе спирта, таких как: нашатырный или технический спирт, ацетон, водка. После этого мы обязательно поверхность грунтуем на 2-3 раза.
Грунтовка
Грунт — промежуточный слой, который наносится на основу перед работой с красками. Благодаря загрунтованной поверхности, краска не проникает в пористую основу, например, холста или не скатывается с гладких поверхностей, таких как металл или стекло. Загрунтованная поверхность уменьшает расход краски, краски не тускнеют на работе, грунт хорошо скрепляет материал и краску.
Перед нанесением грунта поверхность должна быть очищена и обезжирена. После нанесения необходимо дать грунту полностью высохнуть и только тогда приступить к работе. Холсту для полного просушивания необходимо около 2-х суток.
После работы все инструменты промываются в теплой с мылом.
Виды грунта
- Масляный — в цинковые белила добавляется масло, такой грунт предназначен для живописи маслом
- Клеевой — клей смешивается с мелом и белилами, он также используется в живописи маслом
- Эмульсионный — такой грунт смешивается из двух несмешивающихся жидкостей (пигмент+эмульсия), в составе клей (желатин или казеин) и льняное масло. Этот грунт как раз подходит для работы с водорастворимыми красками, а также для живописи маслом, техники по сырому, многослойной живописи, лессировочной живописи.
- Казеиновый — в воде растворяют казеиновый клей и добавляют глицирин и цинковые белила. Такой грунт используют в живописи.
- Акриловый грунт — в составе пигмент, вода и акриловая дисперсия (дисперсия — маленькие прозрачные частички смолы). Подходит для акрила, масла и темпера (водоразбавляемые краски, которые приготовленные на основе сухих порошковых пигментов). Такой вид грунта быстро сохнет, является универсальным и ложится на любую поверхность: все виды бумаги и картона, холст, ткань, дерево, камень, стекло, керамику, пластмассу. Подходит для работы в стиле микс-медиа.
- Акриловый грунт Gesso — в переводе с латинского gesso означает гипс. Состав Gesso очень похож на акриловый грунт и в его состав входит: акриловая дисперсия и гипс/мел. Такой грунт быстро сохнет, создает хорошую подготовленную поверхность для дальнейшей работы с красками, ложится на любую поверхность: бумагу, картон, стекло, металл, керамику, ткань, пластмассу, камень. Подходит для работы в стиле mixed media.
Текстурные пасты
В этом стиле не обойтись без текстуры и для этого используют текстурные пасты. Пасты представляют собой акриловые составы на водной основе, позволяющие создавать разные фактуры на любой поверхности. В её состав добавлен акрил и поэтому она легко ложится на любую поверхность: дерево, бумагу, картон, ткань, металл, акрил, стекло, бетон и многое другое. Для получения объемного рисунка текстурную пасту наносят через трафарет или маску с помощью мастихина или пластиковой карты.
Текстурных паст существует очень много и каждая по своему красива. Есть пасты с кракелюром (растрескивающийся эффект), глиттером, со слюдой, стеклянными шариками, песком разного цвета и размера, с металлическим эффектом, с имитацией ржавчины, инея, камня, с эффектом штукатурки и другие. Для получения нужного цвета в пасту добавляют акриловые краски или пигменты.
Медиумы
Чаще всего в коллажах после грунтовки приступают к приклеиванию элементов декора (книжные листы, кружево, металлические элементы и др.) и здесь не обойтись без медиума. Медиумы — клеящее вещество состоящее из натуральных масел, спирта и синтетических смол. Их используют для склеивания, фиксации слоев, для изменения свойств красок, для придания блеска работе.
Мастихин
При нанесении текстурной пасты через трафарет не обойтись без специального инструмента — мастихина (слово произошло от итальянского — mestichino). Он представляет собой лопатку с ручкой из тонкого металла, чем-то напоминающий строительный мастерок. Мастихин бывает разного размера и разной формы: ромбовидной и прямоугольной формы, узкий и широкий мастихин овальной формы, в виде капельки или со скошенным лезвием и с заостренным носиком. Я пользуюсь мастихином в виде капельки.
В скрапбукинге мастихин можно заменить на пластиковую карточку. Её также можно мыть с мылом в теплой воде и использовать повторно.
Трафареты
При создании фактуры не обойтись и без трафарета. Он представляют собой лист пластика на котором вырезан рисунок с помощью плоттера. Трафареты бывают разной плотности и подразделяются на фоновые и с законченным рисунком.
Правила пользования трафаретом при нанесении рисунка
- При работе с трафаретом размазываем пасту в одном направлении.
- Проходим мастихином или картой по одному месту не более 1-2 раз. Лучше заранее спланировать ход вашего движения и за один раз охватить как можно больше спланированного пространства. Если проводить по одному месту более 2-3 раз, паста попадает под трафарет и рисунок сливается.
- При работе с фоновым трафаретом старайтесь край рисунка не захватывать, обязательно заранее спланируйте какую часть рисунка будете использовать.
- Как только часть рисунка сделали, аккуратно приподнимаете трафарет и ждете полного высыхания рисунка. Если наносить трафарет на не полностью высохший рисунок, то останется след от трафарета.
- Обязательно после каждого раза мойте трафарет в теплой воде с мылом. Просушить быстро трафарет можно с помощью бумажных полотенец или мягкой впитывающей тряпочки.
Акриловые краски
При необходимости после грунтовки, можно покрыть изделие акриловой краской. Сейчас появилось очень много производителей акриловых красок. Мне нравятся краски американских производителей.
Из российских предпочитаю «Невскую палитру»
Для создания слоев покрываем работу краской в несколько этапов. Сначала красим одним цветом, затем сверху другим цветом и слегка убираем мокрой тряпочкой только что покрашенный слой и видим, что просвечивается предыдущий слой краски. Затем просушиваем и если нужно, то снова красим. Опять проходим мокрой тряпочкой, видим проступает уже два слоя, после этого снова сушим и так далее, пока результат вас полностью не удовлетворит. Обязательно после каждого нанесенного слоя просушиваем работу.
Чтобы придать блеск работе, проходим по текстуре акриловой краской или воском с оттенком меди, бронзы, золото и др. Для нанесения подойдет спонжик, губка для мытья посуды, сухая кисть или просто размазываем краску или воск пальцем. Все закрашивать не нужно, а акцент делаем только в некоторых местах. Наносим легкими похлопывающими движениями, а лишнюю краску удалить с помощью влажной салфетки. Если будете наносить пальцем, то круговыми движениями.
Топпинги
Представляют собой сыпучий материал, который посыпается на законченную работу. К топпингам относят: микробисер, бисер, пайетки, морской, цветной или кварцевый песок, глиттер, мраморная крошка, хрустальный топпинг (мелкие хрусталики), деко-топпинг (мелкие шарики), акриловые хлопья, микро-камушки, микро-ракушки, бумажный мох (FlowerSoft), ультрамелкий глиттер в виде сахара от Prima, стеклянный глиттер и другие.
Сыпучий материалы наносится на отдельные детали в работе, как завершающий акцент на последнем этапе. Топпинги можно оставить так или слегка покрыть краской или спреями. Чаще всего такой материал приклеивают на медиум, глосси акцент, густой клей ПВА (лучше супер клей ПВА от «Луч») или Tacky Glue.
Краска-спрей
Часто в работах стиля «Микс-медиа» можно встретить работы покрытые краской в виде брызг — это краска — спрей, еще такие краски называют спреи для скрапбукинга. С помощью спреев можно придать эффекты перламутра на работе, например побрызгав золотой или бронзовой краской или создать разные переходы с помощью однотонных спреев.
Я использую спреи в завершающем этапе работ с краской. Сначала покрываю все изделие обычной акриловой краской, затем брызгаю краской-спрей и в завершении добавляю эффекты с помощью спреев с перламутром или золотом.
Воски
Декоративные воски состоят из эфирных жировых кислот и высокомолекулярных спиртов. Применяются на завершающем этапе для придания блеска работе. Плотные по структуре воски можно чуть-чуть растворять водой с помощью пульверизатора. После высыхания все воски становятся водостойкими.
Сейчас на российском рынке появились фирмы производящие воски российского производства. На мой взгляд самые лучшие воски американской фирмы Prima. В них сочетается все самое лучшее — запах, текстура идеальная для нанесения, они не мажут, не засыхают, не покрываются плесенью, а главное их хватает на очень долгое время.
Штампы
В стиле Mixed Media очень часто используют фоновые штампы или штампы с изображением растительности, насекомых, надписей, жилых строений, животных и др. Фоновые штампы ставятся после нанесения грунта, акриловой краски или текстурной пасты. Чаще всего штамп берется в руки без основы и акрилового блока, обмакивается в чернила и часть штампа прикладывается к работе. Можно серединой, маленькой частью или всем штампом, все зависит от вашей задумки. При этом чернила лучше брать водостойкие Archival Ink или Stazon.
Оттиски фоновых штампов усложняют фон и помогают создать переход между слоями.
Декор
Для создания многослойной работы применяют обрезки газет, книг, нот, вырезки из журналов, ткань, кружево, высечки, чипборд. Даже обычные листья и сухоцветы могут послужить отличным декором. В работе могут легко сочетаться металлические украшения, кружево, деревянные, гипсовые или акриловые фигурки, бумажные цветы и листья, пуговицы, цепочки, веревки и ленты и многое другое. В этом стиле сочетается все несочетаемое.
И в завершении хочу сказать, что для меня стиль «микс медиа» это арт — терапия. Этот стиль дает возможность разгрузить голову, окунуться в мир красок и выплеснуть всю плохую энергию. Ты заранее не знаешь какой у тебя результат будет и это завораживает, что не можешь остановиться. Вроде все нанесла, а нет еще хочется вот этих восков и спрейчиков добавить, а сюда посыпать микро-камушками и так до бесконечности…
На этом все 🙂
Желаю вам творческого настроения и магических скрап-работ!
2 комментария
Спасибо за обзор интересной темы. Очень хотелось начать, но не знала как))))))
Ирина, еще посмотрите наши мастер-классы по тегу микс-медиа https://www.scraboo.ru/tag/mixed-media, а если будут вопросы — задавайте их в комментариях. Спасибо, что нас читаете 🙂